Басня: Картина | Басня Крылова Картина читать

Басня Крылова «КАРТИНА»

 

Невеже пастуху, безмозглому детине,
Попался на картине
Изображенный мир.
Тут славный виден был Природы щедрой пир:
Зеленые луга, текущи чисты воды,
При них гуляющи зверей различных роды,
Которы, позабыв вражды свои,
Играли, прыгали, гуляли, пили, ели
И без коварности друг на друга глядели:
Как будто б были все они одной семьи.
Меж прочим, тут пастух увидел близко речки
Вкруг волка ластились две смирные овечки,
А он в знак дружества овечек сих лизал.
Собаки вдалеке от них спокойно спали.
Пастух, приметя то, сказал:
«Конечно, на волков всклепали.
Что будто бы они
Охотники кратить овечьи дни,
И будто бы еще про них вещает слава,
Овец в леса таскать
И тамо их гладать
В том волчья вся забава;
А мне так кажется, противно то уму,
Чтоб слуху веровать сему;
Вот волк и вот овца; они, резвясь, играют,
Здесь их не в ссоре вижу я.
Они, как будто бы друзья,
Друг к другу ластятся, друг друга обнимают.
Нет! слухам верить я не буду никогда;
Что волки бешены, пустые то лишь враки;
Коль ссорятся они с овцами иногда,
Так верно их мутят коварные собаки.
Сошлю собак из стада вон».
Так соврал мой пастух, так сделал после он.
Собак оставил,
И стадо без собак в леса гулять отправил;
За ними вслед
Сам издали идет
И видит волка с три бегущих к стаду прямо;
Но мой пастух не оробел
И подозрения нимало не имел;
Он мыслит: волки те резвиться будут тамо,
И что они идут к овечкам для игры;
Но волки те овец изрядно потазали
И доказали,
Что на картинах лишь к овцам они добры.
А мой совет: к словам пустым не прилепляйся,
Ни описаниям пристрастным не вверяйся,
Старайся боле сам людей ты примечать,
И истинну хвалу от ложной различать.

Читай! Это тоже интересно…

mamaschool.ru

Серов Валентин Александрович — иллюстрации к басням И.А. Крылова

Валентин Александрович Серов (7 января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.

Лисица и виноград. Бумага, графитный карандаш. 22,2х35,5 см.

Среди несомненных шедевров, которыми столь богато и разносторонне представлено живописное и графическое наследие Валентина Александровича Серова, серия его иллюстраций к басням И. А. Крылова занимает большое и важное место.


Квартет. 1895-1898 гг. Бумага, графитный карандаш. 22,1х35,5 см.

Художник работал над серией в течение шестнадцати лет (с 1895 по 1911 год) и особенно интенсивно — в последние годы жизни.


Лев в старости

Результатом этой работы явилось большое количество вполне законченных произведений, которые, являясь превосходными иллюстрациями к басням И. А. Крылова, имеют в то же время большую самостоятельную художественную ценность.


Тришкин кафтан. Бумага, графитный карандаш. 19х30 см.

То, что В. А. Серов обратился к басням, не было неожиданностью, его непременно должен был привлечь их острый юмор, который очень ценил художник в жизни. Кроме того, Серов с детства любил животных, в их поведении находил много сходства с характером поведения людей. Художник постоянно наблюдал за ними, рисовал их, о чем свидетельствуют многочисленные зарисовки в альбомах разных лет.


Лев и волк. Бумага, графитный карандаш, тушь, перо. 26,8х 42,5 см.

В 1895 году А. И. Мамонтов задумал издать басни И. А. Крылова с иллюстрациями В. А. Серова. Он любезно предложил художнику сделать несколько рисунков для этого издания. Сначала А. И. Мамонтов предполагал включить в издание все басни, но потом решил ограничиться лишь наиболее популярными.


К басне «Щука». 1896 г.

Издание решено было назвать «Двенадцать рисунков В. А. Серова на басни И. А. Крылова» и составить его из следующих двенадцати листов: «Обоз», «Ворона и Лисица», «Мельник», «Волк и Журавль», «Тришкин кафтан», «Квартет», «Крестьянин и Разбойник», «Ворона», «Лев и Волк», «Осел и Мужик», «Мартышка и очки», «Щука».


Мор зверей. Бумага, итальянский карандаш. 26,7х42,5 см.

Работа над рисунками к басням увлекла Серова, и, хотя издание не было осуществлено, художник сделал большое количество великолепных зарисовок и законченных иллюстраций *


«Мартышка и очки». Бумага, графитный и чётный карандаш. 26,7х42,5 см.

С самого начала перед Серовым встала трудная задача — не только создать вполне определенные художественные образы, но и передать специфику басенного повествования. А для этого необходим был особый художественный язык. Ведь басня — это беглая живая зарисовка действительности, заключающая в себе обычно нравоучительный смысл. Писатель-баснописец подмечает в жизни бытовые курьезы, промахи, смешные стороны жизни, человеческие пороки и недостатки и, выливая в басенную форму, по-своему заостряет их, преувеличивает.


Ворона в павлиньих перьях. К басне «Ворона». Бумага, графитный карандаш.

Крылов высмеял отрицательные человеческие качества, перенеся их на животных. При этом он нарочно сгустил краски, чтобы побольнее ударить по человеческому самолюбию, чтобы подчеркнуть, усилить назидательный смысл, вытекающий из той или иной ситуации.

Крылов не случайно избрал именно басню своим оружием в борьбе с человеческими пороками; мудрая простота ее содержания и юмористический прием повествования доступны любому читателю, легко им усваиваются. Язык басни, близкий к народному языку пословиц и поговорок, хорошо запоминается.


Вороненок. В.А. Серов «Рисунки к басням А.И. Крылова», Ленинград, 1951

Серов, как никто другой, понимал специфику басенного повествования. В результате многолетних упорных и неутомимых поисков он нашел свою простую, меткую форму рассказа, обогащенную юмором и созвучную языку басни.


Лягушки, просящие царя. В.А. Серов «Рисунки к басням А.И. Крылова»

Не сразу удалось художнику добиться той художественной законченности формы и той смысловой емкости, которые нужны были для басенной иллюстрации. Начиная с 1896 года он упорно стремится найти свой изобразительный «басенный язык», но окончательно находит его лишь в поздних иллюстрациях.


Заяц на ловле. В.А. Серов «Рисунки к басням А.И. Крылова»

Художник тщательно отбирает в басне главное и передает его скупыми художественными средствами. Так, постепенно, он совсем отказывается от тона, светотени и тех подробностей, какие встречаются в таких начальных листах, как «Волк и Пастухи», «Три мужика», «Вороненок». Позднее он работает только карандашом, акцентируя и заостряя интересующие его детали, выявляя в рисунке наиболее характерные черты нарицательных образов басен.


Лев и лисица, офорт. В.А. Серов «Рисунки к басням А.И. Крылова»

Однако на первых порах художник еще довольно подробен. Он отказывается пока только от живописных приемов в графике. Это заметно в подходе к басне «Три мужика», рисунок которой носит жанровый характер. Обыкновенная жанровая сценка (изображены три мужика за ужином в деревенской избе) еще и конкретна и многословна. В ней недостаточно подчеркнуто главное, едва заметна ирония. То же самое можно сказать и о рисунке «Вороненок». Он еще громоздкий, сложный, недостаточно лаконичный.


Две собаки. В.А. Серов «Рисунки к басням А.И. Крылова»

Упомянутые работы передают только лишь содержание басен. Серову же хотелось добиться того, чтобы иллюстрации имели еще и самостоятельную гротесковую выразительность. А для этого рисовать надо было проще, лаконичнее и, вместе с тем, острее. Вот почему большая часть первоначально задуманных композиций много раз перерисовывалась, все более упрощаясь и заостряясь.

Так, постепенно перерабатываясь, в корне изменилась композиция «Квартета». В новой композиции Серов расположил зверей в обратном порядке—справа налево, и такая композиция показалась ему более удачной. Кроме того, художник изменил облик каждого зверя, переработал его позу, движение, ужимки; сделал его более комичным. В результате получилась не просто жанровая сценка, а возникли басенные образы, сквозь которые стал наиболее явственно проступать назидательный смысл. Серов подчеркнул в рисунках самое характерное—то, что вообще свойственно тому или иному зверю. Это — уже новые черты серовского метода, они и определили его дальнейшие поиски.


Бритвы. В.А. Серов «Рисунки к басням А.И. Крылова»

Работая над баснями, Серов постоянно использовал свои многочисленные альбомы, в которых уже имелись зарисовки нужных ему животных. Он любил и хорошо знал животных, а потому смог дать им довольно меткие характеристики. Изображал ли он волка (лист «Волк и Журавль») или лисицу у виноградной лозы (лист «Лисица и виноград») — в любом конкретном случае заметно, что художник внимательно и долго изучал характер каждого зверя. Вот почему так верно обрисовал он животных в листе «Мор зверей» — льва, выделяющегося среди других зверей своей величественной, гордой осанкой, изворачивающуюся перед львом лисичку, оскалившихся волков и безобидного простодушного вола, которого звери «за грехи» намереваются принести в жертву.


Волк и пастухи. В.А. Серов «Рисунки к басням А.И. Крылова»

В другом листе («Лев и Волк») изображен рассерженный могучий царь зверей, грозно смотрящий вслед понуро плетущемуся волку, который посмел урвать кусочек от его добычи. Очень скупыми средствами, почти одной линией охарактеризованы лев и волк. Выразительны их позы.

Не менее убедителен и по-своему интересен лист «Лисица и виноград». Хитроумная лисонька, кокетливо изогнувшись, тихо ластится к виноградной лозе. Плутовка выжидательно смотрит на кисть винограда, висящую, увы, слишком высоко.

Образы всех этих зверей удались художнику не сразу. Он бесконечно переносил при помощи тонкой прозрачной бумаги найденный им рисунок с одного листа на другой, оставляя на новом листе, лишь те детали, которые, по его мнению, были наиболее удачны. Он усиливал эти детали, упрощая и обобщая предыдущую композицию, оттачивая линию, работая над объемом.

Несмотря на тщательную проработку каждого рисунка, штрихи и линии его никогда не производили впечатления засушенности. Упорный свой труд художник всегда умел скрыть за кажущейся непринужденностью и свободой рисунка.

Так работал Серов над баснями «Волк и Журавль» (начиная с акварельной заливки и перового рисунка и кончая лаконичным карандашным рисунком), «Лев и Волк» (от раннего тонового акварельного рисунка вплоть до последнего карандашного максимально упрощенного варианта), «Тришкин кафтан» (от натурной зарисовки до предельно утрированного образа).

Такой же основательной переработке подверглась и басня «Ворона» (лист «Ворона в павлиньих перьях»). Художник решает тему предельно скупо, изображая вырядившуюся в павлиньи перья ворону, шагающую комично-важно, высоко подняв голову, и павлинов, смотрящих на нее высокомерно и неприязненно, как на самозванку в их обществе. Здесь бесподобно дана характеристика и вороны и павлинов.

Еще удачнее оказался лист «Мартышка и очки». Кажется, нельзя решить задачу более остро, более экономно. Мартышка, которая так своеобразно «распорядилась» своими очками, — единственная фигура, которая изображена на листе.

Рисунки В. А. Серова к басням И. А. Крылова — подлинно выдающиеся произведения, которые, отталкиваясь от литературного таланта Крылова-баснописца, обрели глубоко самостоятельное значение. Они ценны сами по себе. В зрительной форме художник выявил в них то, что хотел сказать писатель словом. Серов передал и глубоко народный юмор крыловских басен, заключающий в себе остроту и меткость видения жизни и особенности крыловского языка, близкого к разговорной речи, — все то, что делает басни Крылова подлинно народными литературными произведениями.

В. Тахтарева

* В настоящем издании открыток воспроизводятся лишь некоторые из этих листов, а также те, что не предназначались для Мамонтовского издания. Эти рисунки были выполнены в разное время, начиная с 1895 года и кончая 1911 годом.

dosoaftor.ru

Басня Крылова Картина читать онлайн бесплатно

 

 

Невеже пастуху, безмозглому детине,

Попался на картине

Изображенный мир.

Тут славный виден был Природы щедрой пир:

Зеленые луга, текущи чисты воды,

При них гуляющи зверей различных роды,

Которы, позабыв вражды свои,

Играли, прыгали, гуляли, пили, ели

И без коварности друг на друга глядели:

Как будто б были все они одной семьи.

Меж прочим, тут пастух увидел близко речки

Вкруг волка ластились две смирные овечки,

А он в знак дружества овечек сих лизал.

Собаки вдалеке от них спокойно спали.

Пастух, приметя то, сказал:

«Конечно, на волков всклепали.

Что будто бы они

Охотники кратить овечьи дни,

И будто бы еще про них вещает слава,

Овец в леса таскать

И тамо их гладать

В том волчья вся забава;

А мне так кажется, противно то уму,

Чтоб слуху веровать сему;

Вот волк и вот овца; они, резвясь, играют,

Здесь их не в ссоре вижу я.

Они, как будто бы друзья,

Друг к другу ластятся, друг друга обнимают.

Нет! слухам верить я не буду никогда;

Что волки бешены, пустые то лишь враки;

Коль ссорятся они с овцами иногда,

Так верно их мутят коварные собаки.

Сошлю собак из стада вон».

Как соврал мой пастух, так сделал после он.

Собак оставил,

И стадо без собак в леса гулять отправил;

За ними вслед

Сам издали идет

И видит волка с три бегущих к стаду прямо;

Но мой пастух не оробел

И подозрения нимало не имел;

Он мыслит: волки те резвиться будут тамо,

И что они идут к овечкам для игры;

Но волки те овец изрядно потазали

И доказали,

Что на картинах лишь к овцам они добры.

А мой совет: к словам пустым не прилепляйся,

Ни описаниям пристрастным не вверяйся,

Старайся боле сам людей ты примечать,

И истинну хвалу от ложной различать.

russkaja-skazka.ru

Иллюстраторы басен И. А. Крылова


Просмотр содержимого документа

«Иллюстраторы басен И. А. Крылова»




Иллюстраторы басен И. А. Крылова

Богачева Л. А., учитель русского языка и литературы


Рачёв Евгений Михайлович

Он писал: «Для меня особенно интересно передать в рисунке характер животного — добродушный или жестокий, безобидный или хищный. Изучая облик зверя и его характер, неожиданно замечаешь, что кто-нибудь из зверей или птиц удивительно похож на того или иного человека, а человек — на зверя или птицу. Если вы, глядя на моих птиц и зверей, понимаете, что сказка-то с хитринкой, на людей намекает, — значит, у меня получилось, как в сказках, которые я иллюстрирую»




Валентин Серов

Великий русский портретист, живописец, график Валентин Александрович Серов оставил в наследство потомкам множество картин самой разной направленности. С детства Валентин Александрович обожал всякую «животину». Он любил наблюдать за животными, подмечать особенности поведения и сходства с людьми. Художник рисовал их много и охотно, поэтому, когда в 1895 году московский издатель, типограф, предприниматель Анатолий Иванович Мамонтов, предложил ему сделать серию иллюстраций к басням Ивана Крылова, Серов не раздумывал ни секунды.

Художник подолгу размышлял и изучал характеры не только басенных персонажей, но и реальных прототипов – животных. Он часто обращался к своим альбомам с зарисовками. В результате Серову удалось охарактеризовать героев, придать им выпуклость и реальность.


«Квартет» «Мартышка и очки»


«Лисица и виноград»


Франсуа Руйе

Популярные сейчас иллюстрации французского художника Франсуа Руйе выполнены в стиле детской мультипликации


Ирина Петелина

Иллюстрации яркие, насыщенные красками и позитивные


Александр Дейнеко

Знаменитый Александр Дейнеко, иллюстрировал Крылова в своей привычной авангардистской манере

multiurok.ru

Басни Крылова в иллюстрациях / Surfingbird

Иван Крылов на литературном поприще сделал многое: писал блестящие публицистические статьи, стихотворения, издавал сатирические журналы «Почта духов» и «Зритель». Однако прославился он, прежде всего, как баснописец. В обличении человеческих пороков лучше всего действует смех, а не суровое морализаторство. К смеху и обратился писатель. Прибавьте к этому живой, богатый язык, характерные образы, фольклорные традиции — и басни Крылова получили право на вечную жизнь в литературе.

Иллюстрации к его произведениям создавали известные русские художники. Diletant. media собрал для читателей самые яркие из них.

В.Серов. Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет»

А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь

В.Серов. Иллюстрация к басне И. Крылова «Лев и волк»

Она еще глупа, а ты уж не щенок!

Е.Рачёв. Иллюстрация к басне И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Ты все пела? это дело: Так поди же, попляши!


В.Серов. Иллюстрация к басне И. Крылова «Лисица и виноград»

Голодная кума Лиса залезла в сад

Кукрыниксы. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет

Е.Рачёв. Иллюстрация к басне И. Крылова «Волк на псарне»

Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню

Е.Рачёв. Иллюстрация к басне И. Крылова «Квартет»


А.Лаптев. Иллюстрация к басне И. Крылова «Лисица и виноград”


А.Лаптев. Иллюстрация к басне И. Крылова «Свинья”

Свинья на барский двор когда-то затесалась

В.Серов. Иллюстрация к басне И. Крылова «Лев состарившийся»

Как смерть моя ни зла: Все легче, чем терпеть обиды от осла

surfingbird.ru

Иллюстрации В.П.Тиморева к басням И.А.Крылова

Иван Андреевич Крылов
(1769 – 1844)

Иллюстрации
В.П.Тиморева*
к
басням И.А.Крылова
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт… (“Квартет”)
Источник: Крылов И.А. Три басни. Книга первая. – М.:
Издательство И.Н.Кнебель, 1913.
 
Иллюстрация к басне “Мартышка и Очки”.
Источник: Крылов И.А. Три басни. Книга первая. – М.:

Издательство И.Н.Кнебель, 1913.
 
Иллюстрация к басне “Зеркало и Обезьяна”.
Источник: Крылов И.А. Три басни. Книга первая. – М.:
Издательство И.Н.Кнебель, 1913.
 
Иллюстрация к басне “Пустынник и медведь”.
Источник: Крылов И.А. Две басни. Книга вторая. – М.:

Издательство И.Н.Кнебель, 1913.

 

Потом, как со стола уж начали сбирать,
Пустился танцовать. (“Обед у Медведя”)
Источник: Крылов И.А. Басни. Книга третья. – М.:

Издательство И.Н.Кнебель, 1913.

 

Иллюстрация к басне “Слон и Моська”.
Источник: Крылов И.А. Басни. Книга четвёртая. – М.:

Издательство И.Н.Кнебель, 1913.

 

«О, плуты!» Слон кричит: «Какое преступленье!
Кто грабить дал вам позволенье?» (“Слон на воеводстве”)
Источник: Крылов И.А. Басни. Книга четвёртая. – М.:
Издательство И.Н.Кнебель, 1913.


*Василий Порфирьевич Тиморев (1870 – 1942) – художник, график, фарфорист, учредитель Нового общества художников. Известен как художник-анималист, а также как создатель агитационного фарфора для ЛФЗ после революции.
Серия, состоящая из четырёх книг басен И.А.Крылова, была издана Иосифом Кнебелем для приобщения детей к классике русской литературы.
 

www.hallenna.narod.ru