Московский Кремль: история, описание, фото

Адрес: Россия, Москва
Начало строительства: 1482 год
Окончание строительства: 1495 год
Количество башен: 20
Длина стены: 2500 м.
Основные достопримечательности: Спасская башня, Успенский собор, Колокольня Ивана Великого, Благовещенский собор, Архангельский собор, Грановитая палата, Теремной дворец, Арсенал, Оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол
Координаты: 55°45’03.0″N 37°36’59.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

В самом сердце Москвы, на Боровицком холме возвышается величавый ансамбль Кремля. Он давно уже стал не только символом столицы, но и всей России. Сама история распорядилась так, что рядовой посёлок кривичей, раскинувшийся посреди лесной глуши, со временем превратился в столицу могучей российской державы.

Кремль с высоты птичьего полёта

Кремлём или детинцем в древней Руси называли центральную, укреплённую часть города с крепостной стеной, бойницами и башнями. Первый Московский Кремль, построенный в 1156 году князем Юрием Долгоруким, представлял собой деревянную крепость, окружённую рвом и валом. В княжение Ивана I по прозвищу Калита (денежный мешок) в Москве воздвигли дубовые стены и башни и заложили первое каменное здание — собор Успения Богоматери.

Вид на стены Кремля с Кремлёвской набережной

В 1367 году Великий князь Дмитрий Донской обнёс Кремль мощной крепостной стеной из белого известняка. С тех пор столица получила прозвище «Москва белокаменная». Масштабное строительство развернулось при Иване III, который объединил значительную часть русских земель вокруг Москвы и построил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле.

Для строительства фортификационных сооружений Иван III пригласил архитекторов из Милана. Именно в 1485 — 1495 годах были построены существующие и поныне стены и башни Кремля. Верх стен венчают 1045 зубцов в форме «ласточкиного хвоста» — они имеют тот же вид, что и зубцы итальянских замков. На рубеже XV — XVI веков Московский Кремль превратился в неприступную массивную крепость, облицованную красным кирпичом.

Вид на Кремль с Большого Каменного моста

В 1516 году вдоль укреплений, выходящих на Красную площадь, вырыли ров. После Смутного времени башни украсили шатрами, придав Кремлю современный облик.

Чудесное возвращение святыни Московского Кремля

Главной из 20 башен Московского Кремля по праву считается Спасская, созданная итальянским зодчим Пьетро Антонио Солари. Спасские ворота издавна являлись парадным входом в Кремль, а куранты, помещённые в шатре башни, известны как главные часы страны. Вершину башни венчает светящаяся рубиновая звезда, но после распада СССР всё чаще появляются призывы убрать звезду и водрузить на её месте двуглавого орла. Своё название башня получила от надвратной иконы «Спаса Смоленского».

Вид на Кремль с Большого Москворецкого моста

Икона почиталась святыми, поэтому мужчины, проходя через ворота, перед образом Спасителя должны были снимать головной убор. Легенда гласит, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, то порыв ветра сорвал с его головы треуголку. Но на этом дурные предзнаменования не закончились: французы попытались похитить золочёную ризу, украшавшую образ Спаса Смоленского, но лестница, приставленная к воротам, опрокинулась, и святыня осталась невредимой.

В годы советской власти икону убрали с башни. Более 70 лет святыня считалась утраченной, пока в 2010 году реставраторы не обнаружили под слоем штукатурки металлическую сетку, скрывающую образ Христа. 28 августа 2010 года, в праздник Успения Богородицы патриарх Кирилл торжественно освятил вновь обретённую икону над воротами Спасской башни.

Беклемишевская башня

Легенды и мифы Кремля

Испокон веков Московский Кремль был не только символом безграничной власти государя, но и местом, о котором слагали предания. За долгую историю о кремлевских храмах и башнях было создано столько легенд, что хватило бы на целую книгу.

Самые известные предания рассказывают о тайных подземельях и подземных ходах. Считается, что они были придуманы итальянскими архитекторами, проектировавшими и строившими кремлевские стены и башни. Множество подземных помещений сохранилось под бывшим Чудовым монастырем, который до 1930-х годов располагался в восточной части Кремлевского холма. Это переходы, внутренние помещения храмов и длинные галереи. На сегодняшний день часть из них затоплена подземными водами.

Вечный огонь у стен Кремля

Среди москвичей ходят слухи, что раньше от каждой из башен Кремля наружу вели разветвленные подземные ходы. Такие же тайные проходы соединяли все царские дворцы. Когда в 1960-е годы строители взялись рыть большой котлован для Государственного Кремлевского дворца, они обнаружили три подземных прохода, построенные в XVI веке. Подземелья были настолько широкими, что по ним можно было проехать на телеге.

Подземные ходы находили во время каждой крупной реконструкции. Чаще всего пустоты, провалы и лабиринты в целях безопасности замуровывали или просто заливали бетоном.

Спасская башня

Одна из тайн Московского Кремля также связана с его подземельями. Вот уже несколько столетий историки и археологи бьются над загадкой исчезновения библиотеки Иоанна IV Грозного, которую также называют Либерией. Уникальное собрание древних книг и рукописей русский государь получил по наследству от своей бабки Софьи Палеолог, которой эти книги достались в качестве приданного.

В исторических документов существует опись библиотеки, состоящей из 800 томов, однако само собрание бесследно исчезло. Некоторые исследователи убеждены, что оно сгорело при пожаре или пропало во времена Смуты. Но многие уверены, что библиотека цела и спрятана в одном из кремлевских подземелий.

Вид на Успенский, Благовещенский соборы и Соборную площадь

Нахождение книг в хранилищах, расположенных под землей, не было случайностью. Когда в 1472 году Софья Палеолог приехала в город, она увидела к каким страшным последствиям привел пожар, бушевавший в Москве двумя годами ранее. Поняв, что привезенная ею библиотека может легко погибнуть в огне, Софья приказала оборудовать под хранилище просторный подвал, который находился под кремлевским храмом Рождества Богородицы. После этого ценную Либерию всегда держали в подземельях.

Вид на Соборную площадь и колокольню Ивана Великого

Соборы Московского Кремля — «алтари России»

Сегодня Московский Кремль — это и место работы Президента РФ, и историко-культурный музей. Исторический центр Кремля представлен Соборной площадью с тремя соборами — Успенским, Архангельским и Благовещенским. Старинная пословица гласит: «Над Москвой высится Кремль, а над Кремлём — только небо». Именно поэтому весь народ чтил указы царя, которые он провозглашал в Успенском соборе.

Этот храм с полным правом можно назвать «алтарём России». В Успенском соборе Кремля царей венчали на царство, избирали очередного главу русской церкви, а в гробницах храма обрели вечный покой мощи московских святителей. Архангельский собор, начиная с 1340 года и вплоть до XVIII столетия, служил усыпальницей московских князей и царей.

Архангельский собор Московского Кремля

Под его сводами на белокаменных плитах в строгом порядке установлены надгробия. Благовещенский собор был личным молитвенным домом московских князей: здесь они принимали крещение, исповедовались, венчались. По преданию, в подклетах этого храма хранилась великокняжеская казна. Соборную площадь окружают колокольня Ивана Великого, Грановитая и Патриаршие палаты. В Грановитой палате проходили собрания Боярской думы и Земских соборов, а в Патриаршем дворце размещалась контора Священного синода.

Достопримечательности Московского Кремля

К более молодым постройкам Кремля относится Большой Кремлёвский дворец, построенный в середине XIX века по приказу императора Николая I. Сегодня в его стенах разместилась парадная резиденция Президента России.

Царь-пушка

В дворцовых залах проводятся церемонии вступления в должность Президента, вручаются государственные награды и верительные грамоты. В одном из зданий дворца расположены Алмазный фонд РФ и Оружейная палата — сокровищница предметов дворцового обихода. В Кремле на постаментах стоят Царь-пушка весом 40 тонн и Царь-колокол весом 200 тонн — шедевры русского литейного мастерства. Из-за своих гигантских габаритов они не пригодны для использования по назначению, но зато стали символами великой России. В Кремле всегда многолюдно. Гости восхищаются непреходящей красотой архитектурных творений, олицетворяющих русскую историю. Как писал М.Ю. Лермонтов в «Панораме Москвы», ничто не может сравниться с этим Кремлём который, «окружась зубчатыми стенами и златыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки».

Схема Московского Кремля

Архитектура Московского Кремля

Информация о Московском Кремле

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности МосквыРегионы РоссииСтраны Европы

Московский Кремль на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Фото Московского Кремля

Вид на Водовзводную башню, Большой Кремлевский дворец и колокольню Иван Великий

автор: Дмитрий Казаков

Кремль Москвы фото

автор: Дмитрий Казаков

Панорама Московского кремля и Москвы-реки

автор: Дмитрий Казаков

Вид на Московский кремль с Большого Каменного моста

автор: Дмитрий Казаков

Вид на кремль и реку Москву с Большого Каменного моста

автор: Дмитрий Казаков

Москва, кремль и Москва-река

автор: Дмитрий Казаков

Московский кремль

автор: Дмитрий Казаков

Московский кремль

автор: Дмитрий Казаков

Московский кремль

автор: Дмитрий Казаков

Московский кремль

автор: Дмитрий Казаков

Водовзводная башня Московского кремля

автор: Дмитрий Казаков

Кремлевская набережная и Водовзводная башня

автор: Дмитрий Казаков

Соборная площадь

автор: Дмитрий Казаков

Колокольня Иван Великий

автор: Дмитрий Казаков

Соборная площадь

автор: Дмитрий Казаков

Колокольня Иван Великий

автор: Дмитрий Казаков

Собоная площадь Московского кремля

автор: Дмитрий Казаков

Соборная площадь и колокольня Иван Великий

автор: Дмитрий Казаков

Архангельский собор

автор: Дмитрий Казаков

Соборная площадь

автор: Дмитрий Казаков

Церковь Двенадцати Апостолов

автор: Дмитрий Казаков

www.msk-guide.ru

Кремль в XVII веке – чертежи и рисунки

Для того, что бы более подробно представить себе планировку Кремля в XVII веке, я сканировал и обработал для показа на сайте чертежи и рисунки – графическую реконструкцию Кремля и его центральной части, на которых показан Кремль в том виде, каким он был в конце XVII века. Ивановская и Соборная площади здесь предстают  как замкнутый по периметру ансамбль, окруженный со всех сторон гражданской застройкой.


Это в качестве иллюстрации к теме – рисунок-реконструкция Аполлинария Васнецова 

   Что можно сказать о планировке Кремля? Небольшие площади около каждых ворот – Боровицких, Троицких, Никольских и Спасских – и далее очень узкие улицы и тесная застройка. Анализировать планировку можно до бесконечности, а еще лучше смотреть при этом рисунки-реконструкции Аполлинария Васнецова

Чертеж 1. План Московского Кремля в конце XVII в.

       В те годы застройка Ивановской и Соборной площадей была замкнутым комплексом, открытым только в сторону самих площадей. Грановитая палата вместе с Красным крыльцом, лестницей и арочной галереей, ограничивают Соборную площадь с западной стороны. Показаны габариты и расположение этой галереи, которая связывает Грановитую палату с  Благовещенским собором и Дворцовом комплексом  (на месте которого в XIX в. был построен БКД).

   Южной границей площадей является большое двухэтажное здание Приказов. Оно состояло из нескольких объемов, поставленных на одной оси, каждый из которых имел свою кровлю и отдельный вход на второй этаж. Именно эти лестницы в здании Приказов украшали главный фасад, обращенный на Ивановскую и Соборную площади Кремля.

   На разрезе-развертке виден и весь комплекс зданий двух центральных площадей Кремля, вся цепочка: Грановитая палата – Успенский собор – колокольня Ивана Великого – Чудов монастырь – ц. Николы Гостунского. В свете последних веяний мне кажется, что интересно будет посмотреть на взаимосвязь архитектуры Соборной площади и Чудова монастыря.

  Чертеж 2. План и разрез-развертка Ивановской и Соборной площадей в конце XVII в.

       Несложно представить, что со стороны реки были видны только верхние части самых крупных сооружений ансамбля Соборной площади и верхние ярусы колокольни.

       Комплекс зданий Приказов в XVII в. был одним из самых крупных сооружений Кремля. Просуществовал комплекс сравнительно недолго, с 1670-х по 1770-е годы, то есть приблизительно сто лет.  Его северная сторона формировала застройку двух главных площадей, Ивановской и Соборной. А южный фасад Приказов самым существенным образом влиял на вид Кремля со стороны реки и Замоскворечья и был, говоря современным языком, одним из главных градообразующих объектов древнего Кремля. Когда впервые, много лет назад, я увидел план Кремля XVII века, то сразу обратил внимание именно на вот эти наружные лестницы с северного фасада Приказов.


Чертеж. Проект реконструкции комплекса зданий Приказов в Кремле:
1. Вид со стороны Ивановской и Соборной площадей.
2. План на уровне второго этажа.

       И хотя открытые лестницы на второй этаж весьма характерны для древнерусского строительства, но в таком количестве в одном месте я еще не встречал. В научной литературе крыльцо с подобной лестницей называется «откидное крыльцо». Можно предположить, что стремление древнерусских зодчих не встраивать лестницу в объем здания зиждется не на боязни конструктивных сложностей, а именно из желания украсить фасад лестницей, создать эффект восхождения, или взлета на второй этаж дома, на котором чаще всего располагались и более парадные помещения.

       Крыльца и открытые лестницы, очевидно, служили и  своеобразными трибунами, со ступеней которых дьяки оглашали царские приказы. Вспомним народную фразу «Кричать на всю Ивановскую!», не про эти ли лестницы идет речь?


В качестве примера – похожая открытая лестница в Новодевичьем монастыре

Во всяком случае, рассматривая проект реконструкции Приказов, интуитивно веришь в правоту такого чертежа. Проект реконструкции показывает весь комплекс живописных построек, украшавших вершину Кремлевского холма в XVII в. Мне пока не попадались чертежи другого фасада, но наверное – они существуют.

       А вот общий вид Кремля со стороны Москва-реки, выполненный художником К.И.Рабусом, посмотреть весьма интересно. Тем более, что в отличие от фантазийных работ многих авторов, этот художник воссоздавал древнюю архитектуру по историческим рисункам знаменитых иностранцев, посетивших Москву в XVII в.

Рабус К.И. Вид Москвы времени Петра I. 1846 г. Исторический музей

Некоторые сведения о художнике. Рабус Карл Иванович (1800-1857). Живописец, рисовальщик, историк искусства, коллекционер. Пейзажист. Учился в Академии художеств в Петербурге ( 1810-1812) у М.Н.Воробьева. Преподавал в Училище живописи и ваяния в Москве (1842-1857).
Был преподавателем перспективы в Кремлевском дворцовом архитектурном училище.

       Но для нас сегодня, пожалуй, самое главное кроется в том, что – «Картина исполнена по гравюре П.Пикара (1707-1708)». Вот именно поэтому картину следует посмотреть очень внимательно. Это не просто живописное полотно, а скорее реконструкция Кремлевского ансамбля на определенный период времени. Подробнее о гравюре Пикара я рассказываю здесь.

       И еще одна попытка, но уже современная, воссоздать вид Приказов со стороны Кремлевской стены – это рисунок В.М.Неделина.

—————————————-—————————————-———————
Литература:
– Архитектурные ансамбли Москвы XV – начала XX веков. М,: Стройиздат, 1997.
– Образ твой, Москва. Москва в русской и советской живописи. М,: Московский рабочий, 1985.
– И.А.Воротникова, В.М.Неделин. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. М: Буксмарт, 2013.
– А.В.Бунин. История градостроительного искусства. Том1. – М.: Стройиздат, 1979 г.
Несколько слов о первоисточнике. Монография известного советского историка архитектуры, профессора Московского Архитектурного института А. В.Бунина «История градостроительного искусства» вышла в свет в 1979 году. Мне посчастливилось в годы учебы в институте слушать лекции Андрея Владимировича, и получить его благодарность за курсовую работу, посвященную истории древнерусских монастырей-крепостей.
—————————————-—————————————-—————————————-——-

Фрагменты из этой работы можно посмотреть на сайте – Московский Кремль

archistorik.livejournal.com

Москва. Часть 31. Кремль 1880-х на фотографиях Барщевского: humus

Москва XIX века.Часть 1
Москва XIX века.Часть 2
Москва XIX века.Часть 3
Москва XIX века.Часть 4
Москва XIX века.Часть 5
Москва XIX века.Часть 6
Москва XIX века.Часть 7
Москва XIX века.Часть 8
Москва XIX века.Часть 9
Москва XIX века.Часть 10
Москва XIX века.Часть 11
Москва XIX века.Часть 12
Москва
Москва.ч.3
Москва.Часть 4
Москва.часть 5
Москва.Часть 6
Москва.Часть 7
Москва.Часть 8
Москва.Часть 9
Москва.Часть 10
Москва.Часть 11
Москва.Часть 12
Москва.Часть 13
Москва.Часть 14
Москва.Часть 15
Москва.Часть 16. Юбилейная Москва (1812-1912)-1
Москва.Часть 16. Юбилейная Москва (1812-1912)-2
Москва.Часть 17. Большой иллюстрированный альбом Москвы
Москва.Часть 18. Улицы и люди современной Москвы-1
Москва.Часть 18. Улицы и люди современной Москвы-2
Москва.Часть 19.По Москве : Прогулки по Москве и ее худож. и просветит. учреждениям. 1917
Москва.Часть 21. Панорама Москвы из Кремля. 1848
Москва.Часть 22
Москва.Часть 23. Москва. 1852-1885 гг.
Москва.Часть 24
Москва.Часть 25
Москва.Часть 26. Московский кремль: наружные и внутренние виды кремлевских дворцов и Архангельского Собора
Москва.Часть 27
Москва.Часть 28
Москва.Часть 29. «Виды храма Христа Спасителя»
Москва.Часть 30. Панорамы города 1867 и 1915-16 годов
Москва в цвете
Москва в рисунках и фотографиях. Часть 1
Москва в рисунках и фотографиях. Часть 2
Москва в рисунках и фотографиях. Часть 3
Москва в рисунках и фотографиях. Часть 4
Москва в рисунках и фотографиях. Часть 5
Москва в рисунках и фотографиях. Часть 6
Москва в рисунках и фотографиях. Часть 7
Москва. Город и люди. Часть 1
Москва. Город и люди. Часть 2
Москва. На память от Метрополя (1905) Часть 1
Москва. На память от Метрополя (1905) Часть 2
Москва. На память от Метрополя (1905) Часть 3
Живописный священный Кремль московский. 1863
Москва в акварелях
источник

Арсенальная башня. Верхняя часть

Безымянная башня

Беклемишевская башня. Верхняя часть

Беклемишевская и Замоскворецкая башни

Благовещенская башня

Боровицкие ворота. Вид изнутри Кремля

Водовзводная башня

Водовзводная башня

Константиновская башня. Вид со стены Кремля

Набатная башня

Оружейная башня

Спасская башня

Спасская башня. Вид изнутри Кремля

Спасская башня. Верхняя часть

Спасская башня. Деталь

Тайницкая башня

Царская башня

Кремлевские соборы с кремлевской стены в Москве

Архангельский собор

Успенский собор

Благовещенский собор

Церковь Двенадцати Апостолов

Чудов монастырь. Церковь Михаила Архангела

Дверь в церкви Спаса («Золотая решетка»)

Наличник двери в сенях церкви Спаса («Золотая решетка»)

Коридор в церкви Спаса («Золотая решетка»)

Потешный дворец

Теремной дворец

Теремной дворец. Наличник окна

Наличник двери Теремов

Крыльцо теремов в сенях «Золотой решетки»

Теремной дворец. Решетка сеней, называемая Золотой

Парадный коридор в Теремном дворце

Гостиная в Теремном дворце

Кабинет в Теремном дворце

Кабинет в Теремном дворце

Опочивальня в Теремном дворце

Теремной дворец. Трапезная (1-ая комната IY яруса)

Столовая палата в Теремном дворце

Столовая палата в Теремном дворце. Изразцовая печь

Столовая палата в Теремном дворце. Шкаф

Вход в Думную палату

Теремной дворец. Парадное крыльцо Думной палаты

Кремлевская набережная Москва-реки

humus.livejournal.com

Как нарисовать кремль » Твори чудо

Сейчас мы будем рисовать кремль карандашом поэтапно. Это здание построено более 500 лет назад. Всего кремль имеет 20 башен, но в нашем уроке будет только 6.

Материалы для работы

— карандаш
— ластик
— черный маркер
— цветные карандаши или акварельные краски

Приступаем к рисованию кремля. Начните рисовать верхнюю часть кремля, которая напоминает башни. Там будет их шесть штук. Сначала нарисуйте основания, потом крышу для каждой башни. Одна башня должна иметь треугольную крышу, а другие пять должны напоминать капельку слезы.

Теперь начните с самой высокой башни и самой большой крыши. Нарисуйте форму треугольника. Затем нарисуйте каплю на верхней части крыши, а внизу несколько волн, как строки.

Нарисуйте еще одну башню. Как вы заметили, она должна быть меньше и с другим дизайном.

Теперь нарисуйте самую маленькую башню.

Нарисуйте еще одну башню на противоположной стороне.

Теперь нарисуйте предпоследнее здание.

Нарисуйте последнею башню.

Начните набрасывать на башни закрученные линии и другие элементы.

Продолжите это делать с башней на левой стороне.

Добавьте элементы на самой маленькой башне.

Теперь набросьте на основании башни те же элементы, что и на прошлой. А на крыше вместо линий, набросьте небольшие квадраты.

Повторите это же и с башней на правой стороне.

Теперь добавьте элементы на последнюю башню, которая отличается по конструкции от других.

В конце разукрасьте кремль. Основание башен разукрасьте в коричневый цвет, добавив немного зеленого. Верхнюю часть башен разукрасьте в разноцветные цвета, как показано на рисунке. Всё, кремль нарисован.

tvori-chudo.ru